ДОСЬЕ «ИКС»

Сергей Георгиевич ШАРОНИН, президент Группы компаний «ИМАГ», родился в 1961 г. в Полтаве. Отец – кадровый военный, штурман дальней авиации, мама – врач.

Женат, двое детей. Дочери 19 лет, сыну – 15.

 

Электрик, радист, электронщик

Всю свою «несознательную» жизнь я прожил в Полтаве. Отец, прошедший войну, вышел в отставку через пару лет после моего рождения, и семья осталась в городе его последнего места службы. За высшим образованием поехал в столицу, в Московский институт электронной техники (МИЭТ).

Вопрос «кем быть» я решил для себя в классе эдак четвертом – методом саботажа избавился от музыкальной школы и полностью отдался техническому творчеству. В полтавском Дворце пионеров я был и юным электриком, и юным радистом, и юным электронщиком. Чего мы только не собирали! Приемники, усилители, диктофоны… Одно из моих достижений – электроорган.

Сомнений, где учиться дальше, не было. Сосед по двору дал мне рекламный буклет МИЭТа. Я съездил туда во время зимних каникул, поговорил, а летом поступил. Мне было легко: школу с золотой медалью окончил. В общем, специальность выбрал абсолютно сознательно и ни капли не жалею.

Скучно жить без любимых железок

В институте ностальгировал по «домпионеровскому» творчеству. И тогда я после второго курса нашел себе место на кафедре «Электротехника» у замечательного человека – Панфилова Дмитрия Ивановича (сейчас профессор, завкафедрой в МЭИ). После стажировки в Англии он привез много полезной информации и идею заняться микропроцессорами, что тогда было внове.

Таких, как я, «скучающих», набралась инициативная группа, и мы организовали дискостудию МИЭТ: в подвале сложили из кирпича комнату, собрали оборудование. Среди прочего закупили целый грузовик акустических систем S90 на Рижском радиозаводе, только они быстро ломались. Мы в проблеме разобрались и поехали в Ригу к главному инженеру за запчастями. Принял любезно, но продать детали отказался, потому что «брака нет и не может быть, а есть ваше желание сэкономить, изготовив самодельные колонки». Тут мы возмутились и показали, что именно ломается в высокочастотных динамиках и как мы это чиним. Главный инженер собрал технологов и попросил нас повторить «доклад». После этого нам выдали все, что просили.

Высшее образование получилось экстремально широкопрофильным. Учась по специальности «радиотехнические системы», проходил практику на кафедре «Электротехника», которая занимается источниками вторичного электропитания. Ну а диплом готовил по теме «Микропроцессорные системы управления ИВЭП». Затем была стажировка и аспирантура на кафедре «Электротехника». Занимались мы тогда источниками электропитания сложными и мощными – для питания лазеров и прочей военной экзотики. Но все это кануло в Лету…

Как перестройка разрушила «Пирамиду»

На кафедре собрался замечательный коллектив, и не только научные сотрудники и инженеры, но и «примкнувшие» студенты. Мы сотворили очень серьезное изделие – учебную лабораторию «Пирамида». В нее входили три учебные микроЭВМ МПК-80 (самая массовая была УМПК-80) с набором интерфейсных модулей, а также (эксклюзив!) полный комплект методического обеспечения – лабораторные работы, контрольные задания, задачи и учебник (выпущенный издательством «Высшая школа», он выдержал три тиража).

Пока довели «Пирамиду» до серийного производства, я прошел хорошую инженерную школу. Комплекс был внедрен на зеленоградском заводе и еще на двух предприятиях. Развитие «Пирамиды» продолжалось, но… образование в стране «легло на бок» и денег на закупку оборудования для вузов не стало. А «Пирамида» (к слову, имеющая награды ВДНХ, Пловдивской ярмарки и две (!) – Лейпцигской) до сих пор используется в вузах, где еще хоть как-то изучают микропроцессорную технику.

От починки – к сервису

И стало нашей институтской команде как-то кисло. Наше «малое предприятие» взялось за наладку и ремонт. Чинили копировальные аппараты и лазерные принтеры, электронные микроскопы в Академии наук и синтезатор в «Ленкоме». Не скажу, чтобы эта работа доставляла удовольствие, но в перестроечное время позволила сохранить коллектив. К тому же в те времена, когда единственными инструментами были отвертка и пассатижи, наша команда была хорошо экипирована: в США, где у нас остались связи, заказывали необходимые инструменты и приборы. Даже специальный пылесос для копировальных аппаратов имелся (в начале-то 90-х!).

Наконец мы – девять сотоварищей – решились организовать фирму по продаже учрежденческих АТС. Вначале пришлось тяжело. Бывало, заказчик-связист уже через пять минут после прихода в офис говорил: «Да вы компьютерщики, что вы в связи понимаете?!». Связисты – особая каста, а мы были чужие. Непросто далось и освоение свободного бизнеса с его подводными рифами. Если проект долгосрочный, то нас могли «кинуть» и производитель, и покупатель. После очередной неудачи мы решили сменить сферу деятельности и охватить сегмент, окружающий АТС: телефоны обычные и для аудиоонференцсвязи, оборудование передачи через медный кабель, инструментарий и пр. Так летом 1996 г. родилась компания «СвязьКомплект», которая ныне входит в ГК «ИМАГ».

Записала Галина БОЛЬШОВА

Мысли на полях судьбы

О семье. Женился на однокурснице. Наша дочь с золотой медалью окончила школу и поступила в МИЭТ. Я не жалею, что она стала «технарем», это ее выбор. Сын пока определяется.

О пристрастиях. У меня нет хобби, пронизывающего все свободное время, – оно совпадает с моей работой. Но есть много приятных для меня занятий. Например, я всегда любил читать. В юности увлекался фантастикой, сейчас читаю то, что порекомендуют. Времени, правда, не хватает– читаю в пути. Люблю музыку своей молодости, с ней и живу. Иногда вспоминаю детские увлечения и делаю из лампочек елочные игрушки, что-нибудь паяю, на компьютере рисую. Нравится фотографировать (хотя множества объективов и кофра за $20 тыс. у меня нет).

Скорее, к хобби можно отнести любовь к путешествиям. Даже в деловых поездках стараюсь выкроить время, чтобы осмотреть окрестности. В детстве родители отправили меня на поезде в забавную турпоездку: Питер, Москва, Минск, Брест, Вильнюс, Таллин, Рига, Киев, Харьков, Брянск... Тогда, наверное, и зародилась страсть к путешествиям. С тех пор «коллекция» увиденных городов пополнилась изрядной частью Европы, США, Азии.

Об образовании и кадрах. По моему мнению, высшее образование в нашей стране практически умерло. Если в технических вузах есть выпускающие кафедры, где самому молодому преподавателю больше 65 лет, то каков уровень обучения? Поэтому у любой компании есть два выхода: либо учить специалистов, либо «перекупать». Мне импонирует первый. В процессе обучения узнаешь потенциал человека. В обмен, как правило, приобретаешь лояльность и авторитет, а это много значит. Благодаря такой бизнесфилософии мы расширились от «посылторга» до дистрибуции и выполнения инженерных работ, создали учебный центр.

О роли личности. Доля руководителя – учить и наставлять. Типичный способ набора персонала «классическим» руководителем, подготовленным по программе MBA, – поиск специалиста с нужными навыками. Мы же в компании набираем, например, студентов третьего курса и два года их обучаем. Бывает, конечно, и так: выучили человека – и он ушел. Но это неминуемые издержки. Поэтому первая среди краткосрочных задач – развитие системы обучения в компании и подготовка тех специалистов, которых не дает вуз. Вторая: расширение бизнеса в регионах. Моя задача как президента группы компаний – в том, чтобы люди, решающие обе эти задачи, слаженно работали на общую цель – покорение рынка.

Об успехе. Если тем, что сделано твоими руками, пользуются люди и они тебе признательны – это и есть успех. Деньгами его измерить невозможно. Вообще сделанное людям добро – твой личный успех. Вот такая жизненная философия. Если мне удастся передать ее детям, буду считать это своим стратегическим успехом, а тактическим – если дети сами, без моей помощи, получат образование. По крайней мере половина тактического плана уже реализована: они хотят и умеют работать.